Как сделать летающую машину?
Мечта объединить автомобиль и самолет не одно десятилетие будоражит умы самодеятельных конструкторов. Их усилиями были созданы сотни конструкций, однако большинство из них оказались непригодны для эксплуатации. Тем не менее, накопленный опыт позволяет надеяться, что однажды удачные образцы все-таки будут созданы. Перед тем, кто решит создать летающий автомобиль, первым принципиальным вопросом становится выбор его схемы. От этого зависят как эксплуатационные характеристики «самолетомобиля», так и безопасность его использования. Существует как минимум три классических варианта компоновки, имеющие свои достоинства и недостатки. В первом варианте используется обычный легкий автомобиль, к которому сверху крепятся крыло и балка с хвостовым оперением. Толкающий винт располагается позади крыла и приводится в действие двигателем автомобиля через редуктор. Понятно, что на переоборудование автомобиля в самолет и обратно уходит время, при этом конструкция обладает достаточно низкими летными характеристиками. Второй тип компоновки более прогрессивен, его классический вариант многие помнят по известному фильму «Фантомас разбушевался». По сюжету фильма автомобиль (на съемках использовали Citroen DS) имел выдвижные крылья и реактивную двигательную установку. Энтузиастами были предприняты многочисленные попытки создать похожую конструкцию, в качестве движителя обычно использовали толкающий воздушный винт. К сожалению, ахиллесовой пятой такой конструкции стала невозможность разместить в корпусе автомобиля крылья нужной площади. Маленькие крылья давали высокую удельную нагрузку на единицу их площади, что требовало большой взлетной и посадочной скорости. Клиновидная форма корпуса, на земле прижимавшая автомобиль к трассе, в воздухе становилась помехой. Все это создавало массу проблем с управляемостью автомобиля и его безопасностью. Достаточно прогрессивным и многообещающим является третий вариант, в котором подъем аппарата осуществлялся не крылом, а тягой поворотных двигателей с воздушными винтами небольшого диаметра. Правда, такая компоновка уже имеет мало общего с обычным автомобилем, так как в конструкции могут вообще отсутствовать колеса. Аппарат с поворотными винтами может стартовать с места и приземляться на самой небольшой площадке, управление компьютеризировано и исправляет ошибки пилотирования. Недостаток конструкции – очень высокий расход топлива. Какую схему выбрать при постройке летающего автомобиля? Практика показывает, что самой привлекательной для самодеятельных конструкторов все-таки остается классическая схема летающего автомобиля с выдвижными крыльями. Однако для ее реализации нельзя брать за основу какой-либо автомобиль, он должен быть сконструирован самостоятельно с учетом всех предъявляемых к летающей машине требований. В частности, в его конструкции должны широко применяться композитные материалы, а вместо традиционного воздушного винта или реактивного двигателя лучше использовать струи воздуха, нагнетаемые соединенным с двигателем автомобиля компрессором. Такой вариант позволит применить управляемый обдув крыла, что даст аппарату высокую маневренность и возможность взлетать с очень коротким пробегом. Примером реализации этого принципа полета является разработанный в России аппарат «ЭКИП».
Оцените статью!