Как построить выборку?
3 ноября 2014 г. Просмотров: 782
При проведении социологических исследований широко применяются математические методы. При массовом обследовании тип выборки определяется на стадии программирования. Чаще всего используется выборочный метод и квотная выборка. Главный недостаток последней в том, что она носит неслучайный характер. Поскольку строго случайная выборка, отражающая параметры генеральной совокупности – редкость в социологии, при моделировании социальных объектов имеет значение корректное построение выборки. Если перед вами стоит задача провести небольшое исследование, основанное на малой выборке, не претендующее на строгую репрезентативность, производите отбор элементов более тщательно, соблюдая все критерии и условия эксперимента. В случае большой выборки, которая представляет значительный объект исследования (к примеру, население крупного административного центра), предусмотрите возможность замены отдельных элементов выборки. Составляя малую выборку объектов, составьте перечень ее элементов в виде списка опрошенных респондентов; текстов, прошедших анализ; объектов, подвергнутых наблюдению и так далее. В отличие от малой выборки, большая, как правило, анонимна и не предоставляет возможности работы с поименованным перечнем. Для малой выборки представьте результаты обработки информации в относительных долях или процентах, а также в абсолютных величинах. Большая выборка, как правило, не позволяет представлять результаты в абсолютном виде. Проценты высчитывайте с разумной степенью точности, то есть до целых значений. Составьте алгоритм отбора элементов в совокупность выборки. Старайтесь, чтобы список всех элементов был как можно более однородным. Такому критерию соответствует, например, алфавитный список. При наличии алфавитного перечня используйте алгоритм случайного отбора с помощью генератора случайных чисел. Второй способ – применение механического отбора, когда вначале вычисляется шаг (как частное от деления объема генеральной совокупности на объем выборки), а затем отбирается требуемое число элементов. При построении выборки для наблюдения и контент-анализа вначале сформируйте представление о структуре объекта наблюдения. Если объектом выступают некие массовые явления, уточните данные о месте и времени их проведения, о регулярности события. Если события не носят регулярного характера, пересмотрите стратегию исследования и остановите выбор на методе сплошного исследования или методе основного массива.
Оцените статью!